МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОПОСТАВЛЕНИИ С УНИВЕРСИТЕТАМИ ЕВРОПЫ

Керн Екатерина, ФМКФиП, менеджмент стратегических коммуникаций в рекламе и СО
гр. 863М
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии (общественного блага), оплачиваемой государством за счет бюджетных средств, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. Исходя из этого, становится понятным, что российскому образованию необходимо использовать в полном объеме весь комплекс маркетинга. Особую роль при этом играет умение образовательных учреждений продвигать создаваемые ценности на рынке образовательных услуг.
Почему это актуально?
Актуальность данной работы определяется переходом российской экономики на рыночные принципы управления. В сфере образования мы имеем дело со всеми аспектами маркетинга. Под маркетингом, в этом случае, мы понимаем управление продвижением образовательной услуги от производителя – университета – к потенциальному «потребителю» образовательной услуги (или знания) с момента ее создания до момента ее исчезновения в силу невостребованности рынком профессий и знаний.
Цель исследованиявыявление особенностей продвижения образовательных услуг в университетах Европы для сопоставления с коммуникативной стратегией Алтайского государственного университета, чтобы в дальнейшем наш вуз мог на практике применять наиболее успешные европейские стратегии роста.

Объектом исследования выступает система интегрированных маркетинговых коммуникаций в образовательном дискурсе.

Предметом исследования является коммуникативная деятельность Алтайского государственного университета в сопоставлении с университетами Европы.


Сегодня все больше и больше студентов выбирают образование за рубежом. Университеты Швейцарии, Германии, Австрии пользуются популярностью не только у студентов и абитуриентов из столичных городов, например, Москвы, но и из провинциальных, таких, как Барнаул. Каковы причины подобной привлекательности зарубежных вузов? И так ли все плохо в российской системе образования? Ведь у нас тоже есть огромное количество плюсов, про которые просто никто не знает. В чем же секрет успеха европейских учебных заведений? На этот вопрос и многие другие мы попытаемся ответить в нашем исследовании.
Европейские университеты в немецкоязычной части Европы, которые я посетила:
1) Венский государственный университет
2) Берлинский университет им. Гумбольдта
3) Университет Цюриха
Основные способы и технологии продвижения образовательных услуг:
1) Маркетинг образовательных услуг
2) Организация рекламной деятельности вуза
3) Пресс служба вуза
4) Специальные события
5) Брендинг
Маркетинг образовательных услуг
Маркетинг образования представляет собой систему управления рыночной деятельностью образовательного учреждения, направленную на регулирование рыночных процессов и изучение образовательного рынка, ведущую к наиболее эффективному удовлетворению потребностей: личности в образовании; образовательного учреждения – в развитии; фирм и других организаций-заказчиков – в росте кадрового потенциала; общества – в расширенном производстве совокупного личного и интеллектуального потенциала
По результатам исследования стало очевидно, что сегодня отчетливо прослеживается тенденция объединения различных коммуникационных технологии в систему интегрированных маркетинговых коммуникаций, которая определяет стратегию продвижения высших учебных заведений. Эта система помогает вузам тщательно продумывать и координировать работу коммуникационных каналов, качественно передает информацию о предоставляемых образовательных услугах и учебном процессе, о направлениях научных исследований, кадровом потенциале, степени технической оснащенности, возможностях работы в современной информационной среде и т.п.
Моя практика в управлении информацией и медиакоммуникаций АлтГУ состояла из нескольких видов деятельности:

1) Написание и размещение пресс-релизов от имени Управления информацией и медиакоммуникаций

2) Написание материалов для внутрикорпоративного издания – газеты «За Науку»

3) Разработка рекламной кампании в социальных сетях

4) Организация и проведение мероприятия

5) Выезд на день открытых дверей для студентов АГУ на одно из предприятий города

Как это может быть использовано для АГУ?
Актуальность нашей работы для Алтайского государственного университета заключается в том, что результаты исследования, проведенного нами, могут применятся в систем коммуникаций вуза и выступать в роли ориентира, который указывает успешное направление в стратегическом и маркетинговом развитии.
Благодарю за внимание!